Великая китайская стена – одна из самых главных достопримечательностей Китая, символ Поднебесной, знакомый каждому иностранному туристу. Но, несмотря на то, что очертания Великой стены знакомы по многочисленными буклетам, атласам и путеводителям, историю возникновения этого чуда света знают далеко не все.
Начало китайской государственности датируется 221 годом до н. э., когда Чжэн, правитель небольшого царства Цинь, завоевал соседние мелкие царства и объявил себя императором под именем Ши Хуанди. Император прославился жестокостью: по его распоряжению, например, были заживо погребены 460 ученых-конфуцианцев.
В 213 году до н. э. Ши Хуанди приказал уничтожить исторические хроники всех завоеванных государств. Вся литература, кроме книг по медицине, гаданию, земледелию и лесному хозяйству, была запрещена.
В царствование первого императора в стране была принята единая система мер и весов, а также – в целях облегчить передвижение по разным областям государства – унифицированы размеры повозок и ширина дорожной колеи. В эти же годы велось масштабное строительство. За время правления Ши Хуанди было проложено 6 500 км дорог, а также построен ряд каналов общей протяженностью 2 000 км.
Традиция приписывает первому императору реализацию еще одного грандиозного проекта, которое в дальнейшем и воплотилось в будущую национальную гордость Китая – строительство знаменитой Великой китайской стены.
В действительности, однако, первые участки этого сооружения появились на северных рубежах Поднебесной в более раннюю эпоху: таким образом, правители китайских царств пытались – без особого, надо сказать, успеха – обезопасить себя от набегов кочевников.
Работы, начатые по приказу Ши Хуанди, состояли преимущественно в соединении существующих участков стены. Впрочем, и после этого Великая китайская стена не стала эффективным оборонительным сооружением. Как сказал впоследствии Чингисхан, "сила китайской стены велика настолько, насколько велика храбрость тех, кто обороняет ее".
Однако благодаря своей ширине – по гребню сооружения могли проехать конные всадники – Великая китайская стена выполняла важную функцию скоростной дороги. Часовые же, дежурившие в башнях, дымовыми сигналами передавали в столицу сведения о передвижениях вражеских войск.
Сегодня мнения расходятся: одни называют Великую китайскую стену замечательным достижением древнекитайского инженерного искусства. Другие считают ее постройку причудой тирана. Легенда гласит, что если приложить к стене ухо, можно услышать жалобные голоса и стоны тех, кто погиб на постройке.
Великий шелковый путь
Торговые контакты между Китаем и странами Европы были установлены еще во II веке до н. э. Дорогу протяженностью около 12 000 км, по которой из Европы в Китай и обратно двигались караваны купцов, называют Великим шелковым путем.
Великий шелковый путь начинался в Сиане (нынешняя провинция Шэньси), через Ланьчжоу доходил до Дуньхуана и там раздваивался: северная дорога вела через Памир в Ферганскую долину и степи современного Казахстана, а южная – через пустыню Такла-Макан в Персию и на Ближний Восток.
В XIII веке по южной дороге в Китай вместе с отцом и дядей прибыл венецианец Марко Поло – один из самых выдающихся путешественников в мировой истории.
Информация взята из ресурса: http://dreamvoyage.ru/