Проехав лишь 70 км на юго-восток от местечка Бадалин, где находится лучше всего сохранившийся фрагмент Великой китайской стены, вы попадете в современную столицу Китая – Пекин. В мегаполисе, население которого превышает 11 млн. человек, жизнь бьет ключом. В самом центре Пекина, оплетенный сетью симметричных улиц, расположен Запретный город с императорским дворцом.
Пекин был основан внуком Чингисхана Хубилаем в 1260 году. Новую столицу монголы назвали Ханбалык (что в переводе означает Город хана); среди китайцев, однако, первоначально было распространено другое название – Даду. Марко Поло в своей книге с восхищением отозвался о Ханбалыке.
Период наивысшего расцвета Пекина пришелся на эпоху Мин (1368-1644 годы). Тогда и было начато строительство дворца под названием Запретный город, в течение 500 лет, до упразднения империи в 1911-м, являвшегося императорской резиденцией.
Сегодня, направляясь в Запретный город, нужно пройти сквозь трое ворот: Тяньаньмэнь, Дуаньмэнь и главные ворота дворца – Умэнь. Во времена империи для чиновников и иностранных послов путь во дворец был еще длиннее: они проходили через пять ворот.
Драконы – только для императора
Уже пройдя первые ворота – Тяньаньмэнь, – вы переноситесь из Китайской Народной Республики в императорский Китай. Свое название Запретный город получил потому, что простолюдины сюда не допускались. Именно за этими стенами могущественные властители проводили большую часть жизни.
Двор императора насчитывал несколько тысяч человек-чиновников, стражников, евнухов и наложниц. Таким образом, Запретный город представлял собой своего рода государство в государстве, с собственными правительством, законами, судом и казной.
В Запретном городе строго соблюдалась иерархия – это отражено даже в его архитектуре. За воротами Умэнь протекает канал Цзиньшуйхэ (Река золотой воды). Через него переброшены семь мраморных мостов. По центральному мосту имел право проходить лишь сам монарх; только этот мост украшен скульптурами драконов, символизирующих императорскую власть.
Два моста справа и слева от центрального предназначались для членов императорской семьи, следующие два – для высших гражданских и военных чиновников, а крайние мосты назывались публичными, потому что по ним мог пройти любой обитатель Запретного города вне зависимости от чина и происхождения.
Строительство дворцового комплекса, начатое в 1406 году, продолжалось 14 лет. Запретный город окружен стеной 10-метровой высоты, образующей прямоугольник 760 x 960 метров; таким образом, общая площадь составляет почти 730 000 квадратных метров.
Судьба евнухов и наложниц
Из приемных залов дворца мы попадаем в личные покои монархов. Вероятно, в одном из таких павильонов император хранил нефритовые таблички с именами своих наложниц. Если вечером он доставал одну из этих табличек, евнух-слуга должен был привести властителю ту, на кого пал выбор монарха. Чтобы император удостоверился, что женщина не вооружена, ее приносили нагую, завернутую в покрывало.
В гуще улочек и павильонов Запретного города кипела жизнь, полная страстей и интриг, в которых особенно активно участвовали евнухи и наложницы. Их судьба, тем не менее, незавидна. Евнухов обычно кастрировали еще в детстве – по решению родителей, надеявшихся, что благодаря этому их сыновья смогут служить при дворе.
В обязанности евнуха входило прислуживать императору, его матери, а также наложницам, жившим в павильонах, закрытых для всех мужчин, кроме самого властителя. Самые ловкие из них приобретали большое влияние и, пренебрегая строгим запретом на занятие политикой, принимали участие в государственных делах. В начале XX века во дворце жило около 3 000 евнухов.
Женщины в императорском гареме неустанно соперничали друг с другом, чтобы добиться особого расположения властителя. Многие погибали в результате интриг, сплетенных конкурентками. Некоторые имитировали беременность, рассчитывая привлечь к себе особый интерес правителя, надеявшегося на рождение наследника.
Наложниц набирали из 12-16-летних дочерей императорских чиновников во время проходивших раз в три года специальных встреч. Те, чья красота или образованность получали одобрение императора, оставались во дворце – примерно до 20-летнего возраста.
Одноэтажная столица
Постройки Запретного города подчинены единому плану. Как правило, они одноэтажные и сооружены из дерева. Массивные крыши павильонов поддерживаются прочными деревянными колоннами. Такая конструкция делает здания дворцового комплекса неуязвимыми для землетрясений. Однако деревянные павильоны Запретного города не раз страдали от пожаров.
Любой житель Пекина на вопрос, сколько в Запретном городе зданий, без запинки ответит вам: "9 999". В действительности построек меньше, но "девять" по-китайски звучит так же, как "долговечный", а четырехкратное повторение этой цифры воспринимается как пожелание долгой и счастливой жизни.
В самом центре Запретного города стоит павильон Тайхэдянь (Высшей гармонии) высотой 37,5 м. На протяжении многих веков он оставался самой высокой постройкой Пекина, потому что во времена империи не разрешалось возводить здания выше, чем это (запрет не распространялся только на храмы).
Именно здесь восседал на троне император, а чиновники, собравшись на площади перед зданием, в сосредоточенном молчании ожидали его слов. Вокруг трона были расставлены кадильницы; окруженный облаками благовонных курений, император представал перед подданными божеством, спустившимся с неба.
Легенда о Запретном городе
Легенда гласит, что в XV веке, когда началось строительство Запретного города, император Юнлэ призвал к себе одного из министров и приказал ему под страхом смерти возвести на дворцовой стене сторожевые башни, у каждой из которых должно быть по 9 главных балок, 18 колони и 72 изгиба на крыше.
Опечаленный министр, которому поручение казалось невыполнимым, привлек самых опытных строителей, однако никто из них не мог спроектировать башню, отвечающую всем требованиями императора.
Но вот как-то ночью один из строителей, от огорчения потерявший сон, бесцельно слонялся по улицам и вдруг услышал, как какой-то торговец предлагает купить клетки с цикадами: "Своим пением цикада может убаюкать". Строитель купил одну, а когда повнимательнее присмотрелся, обнаружил, что клетка представляет собой идеальную модель башни, над проектом которой он бился.
Информация взята из ресурса: http://dreamvoyage.ru/