То что Китай намерен создать компании мирового значения, не подлежит никакому сомнению. Несколько лет назад руководство страны, обеспокоенное темпами развития западных транснациональных корпораций, приняло решение, что 30-50 лучших государственных компаний Китая должны выйти на глобальный рынок и вступить в конкурентную борьбу с западными корпорациями к 2010 году. Внутри Китая избранным для этой цели компаниям предоставлены налоговые льготы, льготные тарифы на аренду земли, бесплатные кредиты через государственные банки. На внешнем рынке правительство будет оказывать им всемерную поддержку при получении контрактов и концессий.
Это стало причиной страхов, что китайцы, как японцы в 80-х годах, выйдя за пределы конкурентной борьбы, «скупят весь мир». Несомненно, группа передовых китайских компаний в последние годы стала более эффективной и более активной на мировом рынке. Присущее Китаю сочетание развитой инфраструктуры и мизерных расходов на оплату труда при нацеленности на экстенсивный путь развития позволяет предположить, что китайские корпорации преуспеют скорее как поставщики компонентов либо как переработчики промежуточных товаров, а не как владельцы мировых торговых марок наподобие южнокорейской Samsung.
Более всего впечатляют китайские ресурсодобывающие компании. Триада нефтяных компаний, PetroChina, Sinopec и CNOOC, проводят за рубежом агрессивную политику по покупке объектов инфраструктуры и строительству нефтепроводов через Центральную Азию. Китайские нефтяные компании присутствуют на рынках более чем 10 стран: так, CNOOC является крупнейшим разработчиком континентального шельфа Индонезии.
Шанхайская сталелитейная компания Baosteel (крупнейший поставщик стали в Китае) уже сейчас входит в рейтинг компаний по объемам продаж Fortune 500. К 2010 году планируется удвоить производственные мощности, чтобы занять третье место на глобальном рынке. В настоящее время Baosteel ведет переговоры о реализации в Бразилии крупнейшего за всю историю китайской металлургии инвестиционного проекта.
Крупнейший в Китае производитель алюминия, Chalco(Chalco или Aluminium Corporation of China Limited — крупнейших производитель алюминия и единственный — глинозема в Поднебесной. Компания образована в 2001 году в ходе разгосударствления алюминиевой промышленности Китая. В 2006 году Chalco произвела 9,2 млнтонн глинозема и 1,6 млнтонн алюминия. Все активы компании — четыре завода, производящих глинозем и алюминий, один алюминиевый и два глиноземных предприятия, а также научно-исследовательский институт — находятся в Китае. Chalco не представлена в России), и крупнейшая угледобывающая компания, Yanzhou Coal, являются сравнительно недавно учрежденными для консолидации внутреннего рынка и дальнейшей экспансии за рубеж компаниями. China Minmetals пошла еще дальше и предприняла попытку купить канадскую компанию Noranda, добывающую медную и никелевую руду, за 7 млрд. долларов. Производитель автомобильных запасных частей Wanxiang имеет годовой объем продаж в 40 странах мира в размере 2 млрд. долларов.
Китайский производитель ПК Lenovo в декабре приобрел подразделение IBM, занимающееся производством персональных компьютеров, за 2 млрд. долларов. Не добившись успеха собственной торговой марки, компания купила подразделение IBM, которое даже в составе этого гиганта не было прибыльным, с единственной целью – увеличить продажи на внешнем рынке. Прибыли Lenovo от продажи ПК на внутреннем китайском рынке растут всего на 1% в год; компания гораздо менее эффективна, чем ее конкуренты из числа китайских компаний. Существует мнение, что начальный успех Lenovo обусловлен хорошими связями в правительстве (компания контролируется Китайской академией наук).
Другая известная компания, Haier, добилась доминирующего положения на внутреннем рынке бытовой техники (20-70%), а также имеет офисы в 100 странах мира. Прибыль компании от зарубежных продаж превышает 1 млрд. долларов США. Однако в основном компания работает в специализированных секторах, системы управления расходами отсутствует, как и производственная дисциплина, а также служба поддержки. Между тем, всем этим необходимо обладать, чтоб успешно конкурировать с зарубежными компаниями.
Автомобильная группа Shanghai automotive Industry Corp (SAIC) намерена к 2020 году войти в число 6 крупнейших автомобильных компаний мира.
Компания TCL остается самым прибыльным производителем телевизоров на рынке Китая. В начале 2004 года она приобрела подразделение по производству телевизоров у французской компании Thomson, в результате чего TCL стала крупнейшим в мире поставщиком телевизионной техники. Как заявляет руководство гиганта, его цель – стать китайским аналогом Sony или Samsung. Однако по сути TCL полностью зависит от технологий Thomson, позволяющих производить более компактные телевизоры, способные конкурировать с продукцией марки Samsung. На зрелых рынках китайская компания не намерена использовать торговую марку TCL, а вместо нее возродить принадлежащую Thomson марку RCA. По словам руководства TCL International, ни одна китайская компания не обладает необходимыми технологиями, чтобы создать глобальный бренд, а вложение средств в рекламные акции не имеет смысла, если продукция отстает от мирового уровня.
За последнее десятилетие в Китае было образовано несколько весьма крупных компаний. Более десяти из них входят в рейтинг Fortune 500, хотя почти все они доминируют лишь на внутреннем рынке (например, это операторы связи, поставщики товаров). Несколько компаний пытаются выйти на глобальный рынок, но пока работают только в специализированных секторах рынка, а конкурируют только благодаря низким ценам.
В 2003 году исходящие инвестиции китайских компаний составили всего 2,9 млрд. долларов США; в китайскую экономику извне было вложено 50 млрд. Очень показательно сравнение с Южной Кореей: через 20 лет после начала экономического развития в Южной Корее уже была создана структурированная тяжелая промышленность, которая чуть позже выступила на мировом рынке с торговыми марками, ныне известными всем.
В любом случае разрыв между китайскими и иностранными компаниями велик: последние консолидируются, реинвестируют прибыли и постоянно оптимизируют систему управления. В Китае несколько лет назад было много потенциальных промышленных гигантов, однако они потерпели крах, хотя имели доступ к капиталу, дешевой рабочей силе и огромному внутреннему рынку. Они не добились успеха не из-за низкого качества продукции, а из-за неоптимальной организации и неверной стратегии. Многие факторы, повлекшие крах тех компаний, налицо и сегодня.
Китайское правительство, опасаясь образования политически независимого частного сектора, провело реформу, которая дала государственным компаниям значительные преимущества при доступе к капиталу, технологиям и рынку сбыта. Чтобы ускорить развитие экономики, правительство впустило иностранные компании на рынок страны раньше, чем следовало, и теперь они контролируют основную часть промышленного экспорта, имеют сильные позиции на внутреннем рынке, держат под своим контролем новые технологии. В результате корпоративная картина Китая такова: несколько крупных частных компаний (таких, как Huawei), огромное число государственных компаний и группа набирающих силу транснациональных корпораций.
Нереформированная политическая система Китая является также причиной перекосов в экономике: компании избегают долгосрочных вложений и инвестируют только в быстро окупаемые проекты. Большинство компаний избегает работы по созданию широких сетей поставок, включающих потребителей, поставщиков и торговые организации. Во всех развитых странах эти сети являются источником технологических стандартов и требований к качеству.
В современных условиях единственно верная политика для китайской компании – это полный отказ от делового сотрудничества с партнерами и создание системы вертикальных связей в партийном руководстве страны. Изменчивость государственной политики, неединообразное применение законов, вмешательство государства в рыночные процессы – все это вынуждает китайских предпринимателей нарушать все законы экономики и стремиться к максимально раннему извлечению прибыли. По данным министерства торговли Китая, за последние годы средний дефицит внешнеторгового баланса составил 12 млрд. долларов; по сути, «высокотехнологичная» промышленность Китая – это сборочное производство с низкой долей добавленной стоимости. Действительно высокотехнологичные компоненты импортируются.
Поэтому неудивительно, что иностранные компании контролируют почти весь сектор интеллектуальной собственности и 85% промышленного экспорта. В то время когда иностранные компании импортируют самые сложные компоненты, наращивая производительность на 15% в год, китайские предприятия по-прежнему решают задачи с помощью дополнительных резервов рабочей силы и капитала, т.е. экстенсивно, без применения новых технологий. Пока эта ситуация не изменится, китайские компании не смогут конкурировать на глобальном уровне.
Источник: The Economist, 06.01.05
Информация взята из ресурса: http://my-china.ru